Исследование: Цифровизация благотворительности и опыт московских НКО

Как протекает процесс интеграции цифровых решений в московских НКО? С какими сложностями эти организации сталкиваются в процессе подключения цифровых решений? Как справляются с ними? На эти и другие вопросы отвечают результаты совместного исследования, проведённого Центром внимания и НИУ ВШЭ. Основные выводы и рекомендации — в нашем материале.

В большинстве московских благотворительных организаций убеждены, что без цифровизации невозможно масштабирование деятельности, — при этом цифровые решения чаще всего принимаются в ответ на уже существующую проблему или новую боль (например, стремительный рост входящих заявок, которые обрабатывались вручную и были переведены на автоматическую обработку).

Вместе с тем, среди НКО доминирует рациональный взгляд на цифровизацию как на способ повысить производительность труда и снизить нагрузку на человеческие ресурсы.

Есть огромное количество организаций достаточно крупных, которые решают очень важные социальные проблемы, но при этом всю свою работу ведут на бумажках, в лучшем случае в файликах эксель. (Здесь и далее комментарии НКО-участников исследования. Прим. ЦВ)

— 

Основным препятствием для внедрения цифровых инструментов в НКО назвали недостаток финансовых ресурсов. Один из основных способов решения проблемы — получение гранта на внедрение или доработку CRM-систем. Вместе с тем, выяснилось, что не все фонды знают о возможности получить грант на цифровизацию.

Исследование помогло выявить проблему «замкнутого круга»: НКО нуждаются в расширении финансирования, в том числе за счёт привлечения частных доноров, — но для этого необходимо настроить CRM, а это сложно сделать без расширения финансирования. Помочь могло бы появление универсального CRM-решения для НКО, масштабируемого и подходящего для значительной части сектора, — но с этим согласны не все благотворительные организации.

На рынке НКО есть пара компаний, которые закрывают потребности коллег, но они не гибкие. Так как решение универсальное, то есть куча функционала, который не нужен никому и утяжеляет работу.

— 

Многие НКО-участники исследования рассказали, что в поисках собственного решения изучают опыт коллег. Некоторые признались, что готовы делиться своими цифровыми продуктами — бесплатно и за деньги.

Мы делимся в рамках коммерческой деятельности, продаём за 10 тысяч. Символическая плата, но покупатели систему содержат сами.

— 

Ещё одно заметное затруднение на пути к цифровизации НКО — нехватка IT-специалистов. Во многих благотворительных организациях нет штатных «айтишников» или компетентных кураторов для внедрения ПО. Маленькие и средние НКО заявляют об отсутствии времени на интеграцию цифровых решений, так как у ответственного за них сотрудника чаще всего много других задач.

Штаты НКО не очень большие, можешь одновременно отвечать за аналитику, за рассылки и за частные пожертвования.

— 

Для решения небольших задач фонды привлекают IT-волонтёров, но для разработки CRM-систем волонтёрская помощь не подходит. В целом, опыт взаимодействия с IT-волонтёрами у опрошенных организаций противоречивый — часть НКО старается избегать привлечения волонтёров, считая их необязательными.

В качестве рекомендаций по решению существующих проблем авторы исследования выделили следующие:

  • Расширение целевой грантовой поддержки направленной на цифровизацию НКО со стороны исполнительных органов власти;
  • Создание сервиса по консультированию и содействию цифровой трансформации НКО;
  • Создание курсов по повышению цифровых компетенций для представителей фондов, заинтересованных в цифровизации или смене существующих программных решений;
  • Организация онлайн-площадки или серии мероприятий, в рамках которых представители НКО смогли бы ознакомиться с существующими в секторе цифровыми решениями.

*******************************************************************

В рамках исследования было проведено 38 полуструктурированных интервью, в которых приняли участие 8 малых, 9 средних, 10 крупных и 11 особо крупных организаций (критерии: количество сотрудников, объём расходов в 2021 году, размер волонтёрского корпуса, самооценка НКО). Представители малых и средних организаций значительно чаще отвечали отказом на просьбу об участии в исследовании, мотивируя это «отсутствием цифровизации» деятельности.

Читайте также