Волонтёрский фандрайзинг: как это работает

Волонтерский фандрайзинг — один из вариантов сбора частных пожертвований. Вы привлекаете волонтеров, которые в свою очередь не просто отдают вам деньги и время, а используют свои социальные связи и запускают фандрайзинговую кампанию в вашу пользу. Получается peer-to-peer история, которая строится на развитии отношений со сторонниками.

Примеры волонтерского фандрайзинга в России

Кампания «Бег за Созидание»

Забег Вадима Бондаря на 100 км в пользу благотворительного фонда «Созидание», в рамках которого офтальмолог призвал друзей и коллег поддержать его начинание пожертвованием. Кампания Вадима собрала 69 997 рублей.

На самом деле здесь могло бы быть любое личное событие в пользу НКО — день рождения, свадьба или Новый год. Это простой формат поддержки, который многие пробовали, даже не догадывались, что это и есть волонтерский фандрайзинг.

Футбольный турнир «Меняй игру»

Чемпионат «Меняй игру!» — это волонтерский фандрайзинговый проект, который запустила платформа«Пользуясь случаем». Суть заключается в том, что команды чемпионата играют в футбол и собирают деньги в пользу разных благотворительных фондов. На этапе регистрации игроки выбирают проблему, против которой будут бороться: рак, бедность, дискриминация и насилие, безнадега и бесправие, детские страдания. 

Сумма, собранная всеми командами за последний турнир: 2 247 608 рублей. 

Акция Эспресс-помощь

Пример волонтерского фандрайзинга сразу в нескольких форматах. Изначально механика акции была такая: дважды в год петербуржцы покупали кофе в заведениях из списка, эти кафе перечисляли выручку в Ночлежку, бездомные люди получали шанс выбраться с улицы и вернуться к обычной жизни. Волонтеры выступали в качестве полноценных и самостоятельных координаторов акции — готовили дизайн, привлекали кофейни к участию, разносили полиграфию, писали анонсы и вели соцсети. 

После 10 акций появился новый формат участия для всех желающих по всему миру — благотворительное событие, которое можно добавить на общую интерактивную карту. Для этого нужно выбрать удобный тип встречи: от вечера настольных игр с друзьями до мастер-класса по рисованию. После проведения участники переводят получившуюся сумму в Ночлежку на сайте Экспресс-помощи.

Все 15 акций принесли Ночлежке 5 744 522 рубля.

Акция «Делайте что хотите!» благотворительного фонда AdVita

1 апреля 2021 года фонду исполнилось 19 лет. В честь этого события в течение месяца организация призывала сторонников создавать свои благотворительные события или поддерживать существующие. Формат свободный, как следует из самого названия. В пользу организации волонтеры разыгрывали стихотворения, проводили уроки живописи, танцевали, вязали пледы и сочиняли сказки. 

Участники организовали 49 разных событий и собрали 946 303 рубля.

Что волонтерский фандрайзинг дает участникам?

Причастность

Волонтерский фандрайзинг — еще один приятный способ помочь, быть полезным. Он подходит и тем, кто не рассматривает для себя прямую помощь самим благополучателям, работу в поле. Например, тем кто не готов раздавать еду бездомным или общаться с тяжелобольными людьми в хосписе, но хочет активно участвовать в жизни фонда.

Признание

Волонтерский фандрайзинг построен на социальном взаимодействии и признание ценности участников, их вклада.

Общение

Во время сбора волонтер как правило знакомится с сотрудниками фонда, другими сторонниками, активно задействует свои социальные связи.

Понятно! Наша организация решила попробовать этот способ фандрайзинга. О чем стоит подумать на старте?

Выберите цель

Как и в любой фандрайзинговой кампании важно определиться, зачем вы это делаете. Возможно, вы собираете средства на запуск нового проекта или регулярную деятельность — покажите сторонникам, какая сумма вам нужна, каких результатов с ее помощью вы сможете достичь.

Определитесь с механикой

Вы устанавливаете общие рамки, чтобы люди понимали, как именно они могут вас поддержать. Например, вы можете устроить благотворительный забег или масштабное чаепитие, и всё это будет построено на волонтерском фандрайзинге. 

Помните, что волонтеры сталкиваются с большим количеством трудностей и вопросов в процессе: что конкретно делать, как чаепитие связано с помощью, как завести кампанию, сколько денег нужно собрать, что делать, если пожертвования не идут. Хорошо прописанная и понятная механика — помощь в первую очередь вашим волонтерам-фандрайзерам.

Выберите платформу

Механика акции сильно зависит от технического решения и удобства платформы. Вы можете: 

- использовать готовое коробочное решение: «Пользуясь случаем», «Сделай!».

- подготовить собственный сайт или приложение: сайт акции Эспресс-помощь Ночлежки, «Герои от природы»Гринписа, «Ура! Событие» православной службы «Милосердие».

Вы уже поняли, что конкретно и для чего вы хотите сделать. Теперь вам нужно найти единомышленников для этой идеи. Рассчитывать только на опен-колл не стоит, важно дополнительно лично договориться с друзьями фонда об участии. Возможно, у вас уже есть люди, которые поддерживали вас в свой день рождения, регулярно рассказывают о вас в сториз, помогали вам руками на мероприятии в качестве волонтера. Они уже достаточно заинтересованы и лояльны, вероятно, стоит начать с них. На этом же этапе вы поймете, что сейчас в механике вызывает сложности, непонимание, как стоит доработать идею, платформу или инструкции.

Команду набрали, что дальше?

На этом этапе вам нужно одновременно замотивировать участника и разложить запуск личной кампании на понятные шаги. Ниже несколько советов, которые вы можете дать вашему стороннику:

  • Для начала волонтер должен ответить себе на вопрос, что он действительно любит. Бессмысленно участвовать в забеге в качестве волонтёра-фандрайзера, если вы терпеть не можете бег. Это же поможет сделать кампанию персонифицированной. Возможно, волонтер любит готовить и хочет собрать друзей на вечеринку с домашними кексами в пользу фонда.
  • Попросите волонтера-фандрайзера сделать личную страницу и не стесняться персонального сторителлинга. Важно, чтобы он рассказал, зачем конкретно он это делает, что это значит для него, почему друзьям нужно его поддержать, какую сумму он хочет собрать.
  • Предложите автору кампании сделать первое пожертвование самостоятельно, чтобы показать пример другим.
  • Подготовьте шаблоны для анонсирования акции, который волонтер может использовать в качестве примера. К сожалениею, создание страницы само по себе обычно не работает. Следующий шаг — поделиться новостью об участии в своих соцсетях. Здесь волонтеру поможет ваш пример.
  • Предложите волонтеру попросить о помощи друзей через личные сообщения. После радости от первых пожертвований обычно наступает тишина. Дальше важно напоминать друзьям о сборе через соцсети или личные просьбы. Последнее обычно эффективнее.

На запуске ваша работа как координатора не заканчивается. Регулярно подбадривайте волонтеров, устраивайте встречи, говорите им про успехи. После акции подготовьте для команды символические подарки и соберите всех, чтобы поблагодарить и собрать обратную связь. Это важный этап, который поможет сохранить мотивацию для следующего события, провести его еще лучше.

А теперь самое главное, о чем нужно помнить, если вы решили использовать волонтерский фандрайзинг

Не переводите ваши отношения с волонтерами в коммерческую плоскость. Там, где появляется покупка, волонтер становится клиентом, а вы автоматически поставщиком услуги. Поэтому откажитесь от обязательных минимальных взносов для участия. 

Не стоит подкупать волонтеров дорогостоящими подарками. Это тоже подмена на уровне смыслов. Вы должны привлечь по-настоящему заинтересованных людей, в этом случае мотивацией не может быть экономическая ценность, выгода. Ваша задача как организатора — дарить людям эмоции, а не деньги. Это не исключает символические подарки и специальный мерч.   

Представьте, что вы проводите марафон. Задайте себе несколько вопросов:

  1. Можете ли вы организовать такое мероприятие, которое будет по уровню соответствовать другим профессиональным забегам с платным участием? Вероятно, нет.
  2. Кто в таком случае будет бегуном? Человек, который разделяет ваши цели, миссию, или тот, что в первую очередь любит бег? Если второе, есть ли у него мотивация заниматься фандрайзингом в вашу пользу? Думаем, тоже нет.

Значит, ваше предложение волонтерам должно оставаться на идейном уровне, не пытаться конкурировать с аналогичными коммерческими мероприятиями и не обещать материальную выгоду участнику.

Что ещё можно почитать на эту тему

Книга «Сто друзей. Поведенческая экономика волонтерского фандрайзинга», Катрина Ванхасс и Отис Фултон

Инструкция «Меняй игру» о том, как собирать пожертвования

Читайте также