В условиях кризиса: полезные рекомендации для НКО

К весне 2022 года все, кто работает в некоммерческом секторе, оказались в условиях серьёзного кризиса. Этот материал — о том, с чем мы сталкиваемся, какие выводы делаем и как адаптируемся к новым условиям. 

Что происходит в разных организациях сейчас

Катерина Шумилова, руководитель контейнерной программы благотворительных магазинов «Спасибо!»:

«В Петербурге число обращений за бесплатной одеждой не изменилось, но думаю, что скоро вырастет. А если говорить про изменения, у нас появились разовые запросы на одежду от тех, кто в частном порядке приехал в Санкт-Петербург из Украины — и уже не смог вернуться. Есть запрос из Воронежской и Ростовской областей на новые вещи для беженцев, он не прямой, а через наших партнёров. 

В магазинах мы пока не ощущаем спада продаж, наоборот, рост спроса на одежду. Если в среднем чек у нашего магазина примерно 1000 рублей, то в конце февраля и начале марта люди уже не обращали внимание на цены, покупали довольно дорогие для нас вещи выше среднего чека.

Что временно перестало работать, так это корпоративное направление — когда компания хочет организовать сбор одежды у себя в офисе. Обычно март и апрель — это самые горячие месяцы для экологической темы. В нынешних условиях в компаниях никто не готов организовывать такие сборы».

Дарья Байбакова, директор московского филиала Ночлежки:

«Как в любой кризис, люди чаще теряют работу, больше нуждаются в простой гуманитарной помощи. Поэтому количество людей, которое к нам приходит, тоже увеличивается. В 2014 году число клиентов, которые стали приходить в гуманитарные проекты Ночлежки, выросло на 70%. Пока такого драматичного увеличения мы не видим, ждём через несколько месяцев. Но уже сейчас часто обращаются люди, которые совсем недавно потеряли работу. 

Заметные изменения происходят во взаимоотношениях с бизнес-партнерами. Компании с иностранным происхождением взяли паузу, чтобы оценить свои возможности, понять, будут ли дальше работать в России, насколько они смогут нас поддерживать. Поэтому есть такая неопределённость. Хотя некоторые компании наоборот пошли нам на встречу и перевели раньше сумму пожертвования, которую планировали переводить в течение года. На эти деньги мы смогли закупить стратегический запас всего нужного.

Что касается физических лиц, то здесь у нас снизились пожертвования. Точнее, просто пропали пожертвования тех, кто поддерживал нас из других стран, потому что перестали работать иностранные платежные системы. 

Еще заметное изменение для нас — это резкое снижение числа площадок и СМИ, которые рассказывали про бездомность и наши проекты. Ну и в целом тема бездомности немного уходит из повестки». 

О чём говорит этот опыт, что важно сделать прямо сейчас

Пересмотреть свой бюджет

Очевидный совет — трезво оцените необходимость каждой расходной статьи и максимально откажитесь от всего лишнего. Поймите, на сколько месяцев работы хватит ваших средств. Не считайте при этом деньги, которые вы только ожидаете получить от партнёров — они могут не поступить, ситуация быстро меняется. 

Что ещё важно держать в голове:

- не стоит полностью сокращать бюджет на маркетинг и продвижение, иначе это негативно повлияет на сумму будущих сборов.

- режим экономии не значит, что все покупки на стопе. Закупите до повышения цен то, что вам точно понадобится.

- откажитесь временно от найма сотрудников.

Сократить горизонт планирования

Да-да, всё верно. Сначала мы привыкали мыслить долгосрочными целями на пару лет вперед, проводили стратегические сессии, теперь пришло время сократить дистанцию. Бессмысленно тратить время на уже привычное прогнозирование, поэтому сэкономьте его. Первое время лучше следить за ситуаций, максимально часто синхронизироваться с командой и двигаться недельными итерациями. 

Заново составить календарь мероприятий

Часть мероприятий отпадёт из-за нового бюджета. От чего-то стоит сознательно отказаться по этическим причинам. Если вы планировали развлекательные мероприятия, лучше серьёзно подумать про их актуальность и отменить или перенести. Посмотреть на это можно по-разному, выбор за вами. С одной стороны, веселая вечеринка с жертвователями может показаться неуместной в новых условиях — но с другой стороны, людям важно находить светлые моменты, получать позитивные эмоции, и вы можете им это подарить. 

Разобраться с платёжными системами

Отключите на сайте возможность платить через Apple Pay и Google Pay. Пользователи по привычке будут пытаться провести платеж удобным способом и уходить после неудачной попытки.

Примите тот факт, что PayPal больше не работает в России, проводить через него иностранные пожертвования больше не получится. Предлагать возможным жертвователям Benevity или GlobalGiving тоже не вариант. Фактически пока вы не можете принимать пожертвования из-за рубежа, если у вас нет иностранного счёта. 

Предупредите рекуррентов с картами иностранных банков о том, что их пожертвования теперь не смогут проходить. Технического решения для этой проблемы пока нет. 

Не обрывать контакты и продолжать общение

Вероятно, не все ваши партнёры и жертвователи смогут помогать вам дальше по разным причинам — кто-то технически не сможет осуществлять переводы из-за рубежа, как в пункте выше, кто-то потеряет финансовую возможность. Важно не ставить на этом точку, а сохранять все контакты до лучших времен и продолжать общение.

Пересмотреть коммуникационные сообщения

Имеет смысл рассказать подписчикам, что у вас происходит, как дальше будет строиться работа, все ли проекты сохранятся, спросить, как дела у сторонников. «Мы написали нашим жертвователям и подписчикам письмо, спросили, как они, и получили очень большую ответную реакцию. Люди писали, что понимают, как важно продолжать помогать. Здорово, что они настолько осознанные, что знают ценность своего рекуррентного платежа», — говорит Юлия Паскевич, руководитель PR-отдела фонда AdVita. Подумайте, точно ли ваш обычный формат коммуникации и темы не потеряли актуальности.  

Понять, чем вы можете быть полезны тем, кто обычно помогает вам

Мы чаще привыкли просить о помощи, пришло время её предложить. Например, вы можете проконсультировать представителей малого бизнеса по тем вопросам, в которых вы хорошо разбираетесь — email-маркетинг, кризисные коммуникации. Или предложить корпоративное волонтёрство как решение задач HR-службы. Как минимум вы можете на своих площадках рассказать про тех, кто помогал вам всё это время, возможно, это приведет бизнесу новых клиентов. Если вы можете пригласить сторонников на открытое мероприятие по вашему профилю, сделайте это. С минимальным бюджетом и на коленке, ценность здесь в другом — в единении, возможности выдохнуть и провести время с единомышленниками. Поддержите тех, кто обычно поддерживает вас.

Определиться с площадками продвижения

Новые ограничения появляются почти каждую неделю и касаются как социальных сетей, так и изданий, поэтому имеет смысл не абстрагироваться от новостей. Самое время присмотреться и к хорошо забытым площадкам — возродить Яндекс.Дзен или ВК. Универсального рецепта тут нет. Есть смысл пробовать разные площадки как минимум для того, чтобы диверсифицировать риски, быть первым там, где ниша еще относительно свободна, если мы говорим про НКО. 

Резервно сохранить все базы контактов

Подумайте, какие иностранные сервисы хранят ваши контакты. Например, если вы пользуетесь иностранным сервисом для рассылки писем и не дублируете контакты автоматически в CRM, заведите привычку бэкапить базу хотя бы раз в неделю. 

Читайте также