Зачем НКО этический кодекс (и нужен ли он вообще)

Вы знаете, для чего и для кого работает ваша организация, знаете свои обязанности и цели. И уж конечно, знаете, чего и в каких случаях совершенно точно не стоит делать. Зачем же вам этический кодекс?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории и вспомним, как вообще возникло это понятие в его современном смысле. В начале 80-х годов прошлого века ряд транснациональных корпораций столкнулся с серьёзным давлением со стороны общества и правительств: их деятельность с трудом регулировалась, а ущерб, наносимый прямо или косвенно, бывал огромен. Под этим давлением корпорации приняли решение о саморегуляции — появились в том числе своды правил, устанавливающих границы прозрачности корпорации и регулирующие этические аспекты её внутренней и внешней деятельности. 

С ростом мирового гражданского общества рос и запрос на прозрачность некоммерческих организаций — в первую очередь, тех, которые занимались международным развитием. Так, в 1994 году был разработан этический кодекс для Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, следом были приняты похожие этические кодексы для целого ряда НКО, занимающихся похожими проблемами. 

Что обычно входит в этот кодекс? Границы прозрачности — то есть, обязательства организации по раскрытию информации о своей деятельности, а также правила поведения для сотрудников внутри компании и во внешнем мире. Эти правила должны защитить как саму организацию, так и работающих в ней людей от коррупции или конфликта интересов. Кроме того, в этический кодекс могут попасть любые другие детали, которые НКО сочтёт нужным зафиксировать — например, имиджевые моменты, способные скомпрометировать деятельность организации. 

В работе НКО сложно переоценить важность безупречной репутации. Это принципиальный момент для работы, когда нужно не только собрать средства прямо сейчас, но и выстроить долгосрочные отношения с благотворителями и коллегами по сектору. Этический кодекс в этом смысле помогает установить рамки и ориентиры. 

В Штатах, например, многие НКО подписывают Standards for Charity Accountability — стандарты, которые регулируют финансовую политику организации и раскрытие информации для общества. Подписанты обязуются предоставлять любым заинтересованным лицам годовой финансовый отчет, в деталях показывающий, сколько было потрачено на реализацию программ, административную деятельность, рекламу и привлечение средств. 

В российских законах нет чётких правил об этичном поведении некоммерческих организаций, но существуют независимые документы, которые можно использовать для саморегулирования. Среди них, например, этический кодекс Всемирной ассоциации неправительственных организаций (WANGO). Основные принципы, лежащие в основе любого подобного документа, — это декларирование законности, неподкупности, открытости и подотчётности, уважения к обществу и отдельным людям, работа на благо. 

Так нужен ли этический кодекс вашему НКО? Это вопрос с подвохом. Проблема не только в том, что нормы этики в мире меняются, и иногда довольно стремительно, но и в том, что подписание любого документа возлагает на человека дополнительные обязательства — а значит, и дополнительное давление. Где давление, там выгорание, поэтому если вы всё же принимаете решение о границах, они должны быть выстроены максимально деликатно, а приняты — добровольно.

Читайте также