Разыскивается волонтёр: как фондам привлечь добровольцев

Вся деятельность некоммерческих организаций, любая благотворительность невозможна без волонтёров. Добровольцы — это основа, без которой даже самое благое начинание не получит развития.

Социологи констатируют, что благодаря пандемии больше россиян задумались о волонтёрстве. Так, в конце 2019 года опрос ВЦИОМ показал, что 44% россиян думали о том, чтобы стать волонтёром. А весной 2020 года уже 61% респондентов выразили готовность помогать людям, оказавшимся на самоизоляции.

Также абсолютное большинство (88%) уверено, что органы власти должны помогать волонтёрам и активистам общественных организаций. И действительно, 2018 год был объявлен Годом волонтёра в России, для добровольцев проводят форумы, для НКО выделяют гранты. Но все это не будет работать без самих волонтёров — обычных людей, который однажды решают помочь «просто так».

Какие мотивы есть у волонтёров, что побуждает их тратить свободное время на помощь другим и как некоммерческим организациям привлекать и удерживать добровольцев, разбираемся в этой статье.

Соцсети, реклама и волонтёрские платформы

Алёна Аверченкова — как раз тот человек, которого к волонтёрству подтолкнула пандемия. У нее своё ивент-агентство. Когда весной прошлого года в стране объявили первый локдаун, её работа встала на паузу с пугающе неопределённым сроком. 

«Мне было плохо, у меня весь бизнес рушился. Где-то выпала контекстная реклама, что можно стать волонтёром. Мне в целом нравится помогать людям, а тут я еще и без дела осталась, поэтому решила помочь», — говорит Алена. Она присоединилась к всероссийской акции #МыВместе, организованной ОНФ, движением «Волонтёры-медики» и Ассоциацией волонтёрских центров. Разносила пенсионерам продукты и лекарства. И даже когда строгий карантин был снят, продолжала помогать.

Сейчас #МыВместе объединяет более 250 тысяч волонтёров по всей России. В случае с Алёной совпали несколько факторов: возникло новое волонтёрское движение с активной рекламой, она была свободна и хотела помочь другим. 

Есть и другие площадки, объединяющие добровольцев и помогающие им найти проект по душе. В Москве, например, работает ресурсный центр «Мосволонтёр». Он «стыкует» НКО и волонтёров. Добровольцы могут выбрать из списка мероприятия, на которых нужна помощь.  Для фондов, у которых мало постоянных волонтёров, такие центры являются большим подспорьем в работе. 

У фонда помощи животным «Дом» сейчас всего три волонтёра, которые помогают регулярно. Чтобы найти волонтёров на выставку «Любимые друзья», на которой животных пристраивали в добрые руки, фонд разместил объявление на ресурсах центра «Мосволонтёр». Через него удалось привлечь 17 добровольцев. 

«Мы размещаем клич в наших социальных сетях, также любой желающий может оставить заявку для оказания нам помощи через сайт нашего фонда, — рассказывает директор фонда Александра Зайцева. — Мы всегда рады волонтёрам, ценим вклад и время, которое они дарят нашей организации, помогая в общем деле».

Если бы постоянных волонтёров было больше, фонд мог бы оказывать большую помощь бездомным животным, отмечает она. К примеру, написание текстов для социальных сетей и размещение профайлов животных на сайтах по пристройству — несложная, но объёмная работа, и рук на неё часто не хватает. Восполнять нехватку волонтёров, по словам Александры, можно через посты в соцсетях или через профильные организации, такие как «Мосволонтёр» и платформа интеллектуальных волонтёров ProCharity от Фонда «Друзья». 

Платформа ProCharity помогает НКО и волонтёрам найти друг друга, исходя из потребностей первых и профессиональных компетенций вторых: фонды оставляют заявки на помощь, которая им требуется в фандрайзинге, рекламе, маркетинге, дизайне, переводах или юридических услугах. Волонтёры видят список актуальных задач и могут откликнуться. Сейчас на сайте зарегистрировано более 2,7 тысяч волонтёров.

Еще один централизованный ресурс для НКО « Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ). Это крупнейшая волонтёрская организация, объединяющая более 1 миллиона добровольцев по всей стране. АВЦ — оператор масштабных волонтёрских программ, вроде Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Соцсети НКО — еще один важный ресурс по рекрутингу новых волонтёров и поддержки отношений со старыми. Часто в них публикуют посты о поиске волонтёров на конкретную задачу или мероприятие. Например, в Telegram-канале движения «Собиратор» регулярно ищут волонтёров с машиной, которые могли бы в определённый день отвезти вещи в благотворительный фонд, добровольцев для работы в Экоцентре или кого-то, кто сможет помочь с монтажом видео.

Как удержать волонтёра

«Чаще всего НКО ищут волонтёров по своим знакомым через сотрудников, иногда размещают информацию на своих личных страницах или в тематических сообществах в соцсетях. Могут еще обращаться к сайтам специальных организаций, например, Ассоциации волонтерских центров или ProCharity. Или пойти в вузы и подтянуть молодёжь», — говорит Алла Мишкина, эксперт и консультант по PR в НКО, член Российской ассоциации по связям с общественностью и Ассоциации фандрайзеров. 

Но не так важно, какие каналы выберет для себя НКО, отмечает она. «Главная задача – в их удержании и мотивации. Я считаю, чтобы наладить привлечение новых волонтёров, нужно создать внутри организации структурное подразделение по работе с добровольцами и собственную программу лояльности для них. А ещё не забывать пиарить это направление», — подчеркивает она. 

При правильно организованных процессах, уверена Алла, в какой-то момент начнут включаться механизмы «сарафанного радио» – люди сами захотят помогать, а сотрудникам НКО придется тратить время уже не на поиски, а на приём и обработку входящих обращений и дальнейшую работу с ними.

У фондов зачастую нет ресурсов на поддержание долгосрочных отношений с волонтёрами, формирование лояльности. «У НКО часто просто нет специально выделенного человека, который мог бы уделить должное внимание волонтёру, после бесплатно проделанной работы поощрить его, организовать специальное внутреннее мероприятие, чтобы создать командный дух. Как и нет средств на создание и развитие волонтёрской деятельности внутри, на фоне прочих расходов эти далеко не в приоритете», — поясняет она. А ведь добровольцы — тоже члены команды, только работают, в отличие от сотрудников НКО, не часто и бесплатно. Добровольцев нужно, как минимум, подбадривать и хвалить за работу, убеждена она.

Волонтёрское коммьюнити и обучение

Если в небольших НКО часто нет ресурсов на системную работу с волонтёрами, то в крупных организациях есть целые волонтёрские направления. 

«Волонтёры необходимы всегда и везде. К нам приходят люди с разными скиллами и интересами. Кто-то может помогать руками, кто-то готов организовывать мероприятия и читать лекции, кто-то помогать транспортом, кто-то переводит тексты на разные языки, кто-то помогает нам снимать для TikTok или монтировать видео, кто-то готов на экстрим, типа копания в мусоре или посадок деревьев холодной осенью», — рассказывает Дарья Мытарева, руководительница отдела по работе с волонтёрами российского отделения Greenpeace.

Главное, что объединяет волонтёров Greenpeace, — принципы организации: независимость, ненасильственность, протест действием. «Волонтёры умножают вклад работы Greenpeace, вносят креатив и свежие идеи и помогают представлять глобальную позицию Greenpeace в своих регионах», — отмечает она.

Для желающих помогать у Greenpeace есть специальная волонтерская социальная сеть Greenwire. Если кто-то хочет волонтёрить в Greenpeace, то первый шаг — зарегистрироваться там. 

Несколько лет назад волонтёрские группы были только в городах, где есть офис организации, а это Москва и Санкт-Петербург. Но в Greenpeace понимали, что глобальные проблемы, такие как изменение климата, нельзя решать силами двух городов. «Единственный вопрос, который оставалось решить — вопрос обучения. Ведь главное, что объединяет волонтёров, это принцип ненасилия, желание действовать, знания о том, как можно действовать, — говорит Дарья. — И сейчас у нас есть несколько курсов для волонтёров локальных групп и тех, кто хочет открыть свою волонтёрскую группу в своем городе». 

На Greenwire можно найти группу волонтёров в своем городе или вступить в группу по интересам. Именно через этот сайт Greenpeace сообщает о волонтёрских активностях, к которым можно присоединиться. Иногда организация бросает клич о поиске волонтёров в соцсетях. Кроме того, каждая локальная волонтёрская группа тоже ведет свои странички в Instagram и VK.  

Каждый год Greenpeace пополняет базу знаний для волонтёров и обучает их. Волонтёры получают знания об изменении климата, особенностях посадки леса, о том, как можно проводить общественные кампании или просвещать людей. 

«Раз в год мы проводим большое онлайн-мероприятие — скиллшер, где мы знакомим новых волонтёров с локальными группами, принципами Greenpeace и разными активностями, которые удалось сделать за последний год. Там же мы проводит мозговой штурм и придумываем разные активности на будущее», — рассказывает Дарья.

Волонтёрство как способ увидеть мир

Быть полезным, чувствовать себя нужным, помогать — ключевые мотивы для того чтобы стать волонтёром. Но кроме этого, волонтёрство — это новые возможности для общения, расширения кругозора и приключений. 

Например, есть экологическое волонтёрство. В заповедниках часто нужны рабочие руки, а бюджета на штат постоянных сотрудников нет. Выходом становятся волонтёрские программы. Добровольцы добираются на место за свой счет, а потом живут и работают в уникальных местах с потрясающей природой.

Вероника — журналист информационного агентства и по долгу службы объездила всю Россию. Но со студенчества она мечтала побывать на Камчатке, причем не в формате короткой командировки, а так, чтобы исследовать край и насладиться красотой природы. Прошлой зимой она увидела в инстаграме Кроноцкого заповедника информацию о волонтёрской программе, подала заявку — и все сложилось. Нашлись недорогие билеты на самолет, на работе дали отпуск на месяц.

«Мы выполняли в заповеднике какие-то хозяйственные работы, помогали на кухне, готовили комнаты визит-центра для туристов, остающихся на ночь. Еще порой помогали ученым — геологам, биологам, энтомологам», — рассказывает Вероника.

По ее словам, волонтёрство в заповеднике подарило ей новых друзей. «Волонтёрские группы небольшие. Это разные люди, у них разные жизненные истории, разные жизненные статусы. Ты приезжаешь в Долину гейзеров, и есть только она, природа, какая-то простая работа и эти люди. И все статусы перестают иметь значение, ты видишь настоящих живых людей и происходит настоящее живое общение», — говорит она.

А еще волонтёрство на Камчатке дает совершенно другое понимание ценности природы, уверена Вероника: «Когда на всё это смотришь — на краснокнижные растения, на термальные источники, видишь эту жизнь, то понимаешь, как всё это хрупко и надо это беречь. И всё это становится роднее, ближе и дороже».

Учиться новому и делиться опытом

Для людей старшего возраста волонтёрство может не просто дать почувствовать себя нужными, но и стать источником вдохновения, стимулом учиться новому, поддерживать активность. В последние годы в России развивается так называемое «серебряное» волонтёрство — когда в добровольчество вовлекают людей старше 55 лет. Им важно делиться опытом, общаться и жить активной жизнью, помогать другим. 

Наталии Косаревой 75 лет. В 2012 году она узнала о наборе волонтеров на Олимпиаду в Сочи и подала заявку. В 2013 году она работала на Универсиаде в Казани, потом были Паралимпийские игры в Сочи в 2014, летняя Олимпиада в Рио-де-Жанейро в 2016, множество крупных спортивных мероприятий в России и за границей, городские форумы и забеги. Кроме того, Наталия четыре года работала стюардом «Зенита», руководит английским клубом для пенсионеров в своем районе и преподает пожилым компьютерную грамотность.

«Мне нравится помогать людям, я люблю это делать. Эта работа помогает мне вести активный образ жизни. Мне всегда нравилось получать новые навыки и знания, и я с удовольствием делюсь накопленным опытом», — говорит Наталия. 

Похожий путь у другого «серебряного» волонтёра, Лидии Васильевой. Она тоже работала на пенсии стюардом в футбольном клубе и тоже начала свое волонтёрство с заявки на Олимпийские игры в Сочи. Она рассказывает, что сначала ею двигало любопытство, потом появился интерес к новому явлению — добровольной помощи на крупных спортивных событиях.

Лидия сотрудничает со многими добровольческими объединениями: «Серебряный возраст», «Добровольцы России», «Волонтёры Победы», Goodsurfing и другими. «Волонтёрство дает свободу мысли, расширяет горизонты, позволяет приобретать друзей-единомышленников в разных городах страны. А самое главное — дает ощущение полноты жизни, постоянный интерес увидеть, узнать, участвовать, помочь», — говорит Лидия.

Читайте также