7 «нет»: главные ошибки фандрайзеров

Качественный фандрайзинг — основа для бесперебойной работы любой некоммерческой организации. Это не только частное и корпоративное донорство, но и гранты, коллаборации с известными брендами и многое другое. В таком разнообразии возможностей легко упустить важные детали. Ниже собраны самые частые ошибки фандрайзеров — изучив их, вы сможете эффективнее выстроить процессы в своей организации.

❌ Собирать средства на проблему, а не на её решение

Большинство НКО собирают средства на какую-то конкретную проблему — к примеру, на лечение тяжелобольного ребенка, строительство нового центра для бездомных животных или же продовольственную помощь малоимущим. При этом особый акцент в коммуникации чаще всего ставится на эмоциональной составляющей: транслируются грустные истории, показываются печальные фотографии, которые должны побудить людей активно делать пожертвования.

Но есть другой подход — расскажите людям, как поменяется ситуация благодаря помощи доноров: как поправится ребенок, сможет вырасти и стать тем, кем мечтал быть в детстве, как бездомные животные смогут обрести вдоволь еды и любящих хозяев. Когда люди смогут осознать и оценить свой потенциальный вклад в доброе дело, они будут охотнее становиться донорами.

❌ Игнорировать потенциал разовых доноров

Среди доноров есть те, которые жертвуют НКО регулярно и подписываются на платежи, но есть и те, кто жертвует стихийно — единоразово и без особой регулярности. Конечно, регулярные пожертвования имеют большое значение для поддержания жизнедеятельности НКО, но и разовые доноры важны — именно они при верной коммуникации могут стать вашими регулярными донорами или же негласными амбассадорами.

Обязательно ведите базу данных по своим донорам и отслеживайте не только регулярные пожертвования, но и единоразовые, не забывайте проводить повторную коммуникацию с разовыми донорами, благодарить их за особо крупные пожертвования.

❌ Выстраивать сложную навигацию на странице пожертвований

Часто НКО предоставляют скудный перечень способов онлайн-переводов и усложняют процесс онлайн-сборов. Для того, чтобы доноры могли беспрепятственно переводить пожертвования онлайн, нужно облегчить пользовательский путь. Лучше всего максимально сконцентрировать все возможные способы оплаты на одной странице — при переходе на каждую последующую страницу возрастает возможность ухода пользователя с ресурса. Продумайте все удобные способы оплаты онлайн: банковская карта, электронный кошелек, оплата баллами и бонусами через онлайн-банкинг, а также перевод через sms-сообщение и прочие возможности.

*Если у вас есть оффлайн-активности по фандрайзингу, не забывайте про QR-коды — это и правда удобно и обязательно сослужит вам добрую службу.

❌ Использовать один способ доходов

Основа фандрайзинга для НКО — частные и корпоративные пожертвования. Но надеяться исключительно на них не стоит, так как существуют и иные источники финансирования и софинансирования. Они станут особенно полезными, если сборы по вашей основной деятельности подвержены сезонным колебаниям: например, на помощь ветеранам Великой Отечественной войны охотнее жертвуют в определенный промежуток времени, перед Днём Победы.

Изучите список грантов, на которые вы можете податься — если выиграете грант, вам не придется покрывать расходы на реализацию проекта из собственного бюджета, при этом вы сможете собраться средства для ваших подопечных или на уставную деятельность НКО.

Также не забывайте про ESG-повестку: многие компании жертвуют из благих намерений на те или иные благотворительные активности, но вам стоит быть не менее активными — не ждите первого шага от корпоративных доноров, обращайтесь к ним первыми, презентуя интересные проекты, интегрируйте компании удобным для них образом в свои активности. Креативьте для совместных коллабораций с известными брендами — возможно, вы не получите большого выхлопа с точки зрения сборов, зато точно привлечете новых частных доноров благодаря широкой огласке.

❌ Плохо просчитывать затраты на фандрайзинг

Для того, чтобы понять эффективность сборов, нужно учитывать не только явные, но и скрытые расходы на поддержание фандрайзинга: это работа волонтеров, бесплатная поддержка — к примеру, информационная, а также субсидированные активности. Все эти и многие другие скрытые факторы необходимо учесть для верной аналитики прошедших и текущих активностей, а также для внесения коррективов в планирование предстоящих.

Проанализируйте детально свои активности и учтите все расходы, а также сэкономленные средства — как гласит известная фраза, которую приписывают Генри Форду: «Сэкономленные деньги — это заработанные деньги».

❌ Недооценивать значения современных каналов коммуникации

Когда вы запускаете процесс сборов, позаботьтесь о том, чтобы информация об этом разлетелась не только в СМИ и с помощью рекламы: не стесняйтесь обращаться за поддержкой к селебрити, блогерам, дружественным организациям и так далее.

Современные каналы коммуникации действуют гораздо эффективнее и быстрее привычных старых: рассказывайте о себе в социальных сетях и мессенджерах и просите рассказать о вас и вашей деятельности других, взращивайте ваших собственных адвокатов бренда — их рассказы о вас своему окружению принесут гораздо больше пользы с точки зрения фандрайзинга, чем статьи в СМИ.

❌ Пропускать промежуточную отчетность

Официальные некоммерческие организации в обязательном порядке делятся ежемесячной отчетностью на сайтах и в своих социальных сетях. Но помимо ежемесячной отчетности, весьма полезно делиться промежуточной — как только вы закрыли сборы по какой-то активности, поделитесь результатами со своими донорами и подписчиками: это не только лишний информационный повод для очередного поста, но и хороший способ повысить лояльность своих текущих и потенциальных доноров благодаря полной открытости процесса.

Чем чаще ваша организация делится своими маленькими и большими победами, тем больше появляется желающих помочь вам в вашем нелёгком деле.

Читайте также