Как сохранить команду НКО в кризис

Последние несколько лет некоммерческий сектор в России претерпевает серьёзные изменения, которые постепенно меняют работу НКО: это касается не только внутренних организационных аспектов и процесса фандрайзинга, но и работы коллектива в целом. Делимся с вами важной информацией на тему сохранения команды НКО в нелёгкие для организации времена, а также лайфхаками руководителей российских благотворительных фондов, благодаря которым им удается поддерживать боевой дух коллег.

Сокращать нельзя оптимизировать — поставьте нужную запятую

В кризис всегда остро стоит вопрос уменьшения расходов, именно поэтому часто руководители принимают решение сократить штат сотрудников. Такое решение уместно, если штат компании насчитывает тысячи человек, но если вы небольшая благотворительная организация, то этот путь вам не подойдёт, так как главный ресурс НКО — это люди.

В таких случаях лучше оптимизировать глобальные расходы организации. К примеру, если вы снимаете офис, то, возможно, вам стоит адаптировать структуру для дистанционной работы — сегодня всё больше коллективов работает именно в таком формате.

Елизавета Петрова, операционный директор благотворительного фонда «Дари еду»: «Мы все работаем удалённо и, безусловно, у этого решения есть как плюсы, так и минусы. Чтобы быть всегда в курсе дел и оставаться "на одной волне” устраиваем еженедельные звонки командой, обязательным условием служит включенная камера. Такие звонки помогают нам почувствовать формат оффлайн-общения».

Также стоит пересмотреть услуги по аутсорсингу, если вы ими пользуетесь — можно отказаться от них частично или полностью, заменив их на волонтёрскую помощь по тем или иным блокам работ.

Будьте открытыми

Во время кризисных ситуаций самое тяжёлое бремя для каждого из членов команды — это незнание и состояние неопределенности. В таких условиях вырастает уровень стресса из-за непонимания своего положения в текущей ситуации. Будьте открытыми, собирайте людей чаще и делитесь с ними проблемами организации, а также вашими дальнейшими шагами по их устранению. Не так страшна сама проблема, как мысли о том, что её нельзя решить.

Анастасия Черепанова, директор благотворительного фонда «Жизнь как чудо»: «Какой бы ни была экономическая ситуация, сотрудники всегда хотят видеть сильного лидера, который может честно и открыто говорить. Я стала чаще проводить общие собрания, обсуждать, какие решения будут приняты, несколько раз сообщала коллегам, что мы никого не планируем сокращать или увольнять. Мы заранее спланировали денежный фонд на случай кризисной ситуации, который позволит работать нашей НКО несколько месяцев без привлечения сторонних финансовых инструментов — для нас это спасение, и команда знает, что в сложный период мы сможем принять экстренные меры, сохранив коллектив».

Наиболее частая проблема НКО в сложные времена — это невозможность выплачивать зарплаты. Если у вас истощился зарплатный фонд, предложите временные решения своим сотрудникам: перейти на частичную ставку, взять отпуск без содержания и так далее. Также дайте понять, что не будете возражать против подработок, совмещённых с основной работой в фонде.

Помогайте команде справиться со стрессом

Если вы работали в офисе, а затем перевели коллег на дистанционный формат, то будьте готовы к тому, что многим из них придется столкнуться с некоторыми сложностями. Дайте команде время адаптироваться, понять, что коллектив работает в прежнем режиме, общайтесь не только по рабочим вопросам, как это бывало и в офисе, делитесь сложностями и поддерживайте друг друга.

Также, если у вас есть возможность оказать профессиональную психологическую помощь вашим коллегам, обязательно воспользуйтесь ей.

«У нас есть психологи, которые работают с командой. Они проводят с нами лекции, мастер-классы о том, как бороться с выгоранием. Так мы обмениваемся информацией друг с другом, делимся опытом, душевной теплотой. Наши психологи дают нам и иные инструменты для командообразования — к примеру, мы разыгрываем разные истории, тем самым обучаемся новому и поднимаем командный дух, так как каждый член команды высказывает мнение, как он видит разрешение той или иной ситуации», — рассказывает Саниям Коваль, директор благотворительного фонда «Подари солнечный свет».

Укрепляйте команду

Сплотить коллектив помогут различные мероприятия, а форматы могут быть как рабочими, так и далёкими от вашей общей деятельности:

📍Принимайте свежие идеи и решения от ваших коллег по улучшению работы НКО в кризис, фандрайзингу, партнёрству — это позволит вам не только обновить взгляд на ситуацию в целом, но и даст коллегам возможность почувствовать большую причастность к общему делу, применить креативные навыки.

📍Развивайте команду с точки зрения профессиональных компетенций. Это позволит ей расти, а вместе с тем окрепнет и НКО.

«Мы стали организовывать интересные вечера в офисе, на которые приглашаем друзей фонда, представителей компаний, с которыми работаем — к примеру, у нас прошёл мастер-класс о том, как правильно делать презентации, также мы провели бизнес-завтрак в кафе, которое поддерживает деятельность нашего фонда. Такие встречи оказались крайне востребованными, потому что людям сейчас нужно встречаться, улыбаться друг другу, делиться эмоциями», — Анастасия Черепанова («Жизнь как чудо»).

📍Вовлекайте в процесс благотворительной деятельности каждого члена команды. Например, бухгалтерия и юристы выполняют очень важный блок работ для НКО, но они далеки от самого процесса помощи. Вы всегда можете организовывать совместные выезды, что, безусловно, поможет создать дружественную обстановку в коллективе, напомнить коллегам о том, какой важной работой они занимаются.

«Мы периодически устраиваем командные выезды “в глубинку”. Выбираем город, организовываем там закупку продуктов, составляем список получателей помощи и едем туда всей нашей дружной командой, — Елизавета Петрова («Дари еду»), — В первую очередь такие поездки — это заряд энергии друг от друга, возможность личного общения и сплочения команды. Во вторых, это отличный способ на месте узнать, что действительно волнует наших региональных кураторов и подопечных. Тем самым мы совершенствуем наши профессиональные навыки и улучшаем программы помощи».

Мотивируйте коллег доступными для вас способами

Мотивацией может быть не только похвала руководителя, осознание важности работы, которую делает команда, денежное вознаграждение, но и приятные бонусы от партнёров или дружественная поддержка команды НКО от корпоративных доноров.

«Важно понимать, что как НКО мы ограничены в ресурсах, поэтому в качестве мотивации и поощрения команды договариваемся с сервисам-партнёрами о предоставлении доступа к обучающим программам, курсам и подобных бонусах, — комментирует Елизавета Петрова («Дари еду») — также благодаря нашим партнёрам мы можем поддерживать команду билетами на мероприятия, промо-кодами».

Безусловно, руководителям НКО приходится нелегко в кризисные моменты — но помните, что именно вы собрали людей вокруг социальной проблемы, именно вы вдохновили их на решение существующих проблем, помощь окружающим. Будьте сильными и не сдавайтесь: «Не опускай руки, ибо рискуешь сделать это за минуту до того, как произойдёт чудо», — как однажды сказала бельгийская писательница Амели Нотомб.

Читайте также