Не мошенники. Как НКО подтвердить свою честность, а жертвователю — убедиться, что всё в порядке

Никто не хочет стать жертвой мошенников, это неопровержимый факт. И единожды пострадав от действий недобросовестных людей, вполне можно потерять доверие ко всем — так работает негативный опыт.

Что это может означать для НКО? Что человек, пожертвовавший некую сумму и обманутый, начнёт видеть подвох в просьбах о поддержке — и, возможно, просто перестанет на них реагировать.

Но как потенциальному благотворителю убедиться, что его деньги пойдут именно туда, куда он хочет их направить? Как фонду убедить жертвователя, что перед ним не мошенники? Разбираемся.

На что обратить внимание, если вы хотите помочь фонду

Существует целый набор признаков благотворительной организации, которой можно доверять.

📍 У организации есть официальный сайт, где можно найти: её полное юридическое название; официальные уставные документы, публичный годовой отчёт; чёткое описание деятельности, команды и миссии; все реквизиты и адрес регистрации; публичную оферту о сборе пожертвований (если тот ведётся через электронную форму); рабочие контакты — email, телефон, соцсети.

📍 Есть и регулярно обновляющиеся аккаунты в соцсетях. У НКО, особенно небольших, может не хватать рук на активное ведение соцсетей, но «живые» аккаунты легко отличить от созданных «для галочки»: в них как минимум будут самые важные новости организации.

📍 На сайте и в соцсетях не используется символика и названия, похожие на атрибуты других известных НКО. Обращайте внимание на адресную строку —  замены одной буквы достаточно, чтобы привести невнимательного пользователя на мошеннический ресурс.

📍 Сбор средств ведётся на официальный счёт юрлица, а не на личную карту.

📍 НКО можно найти через поисковики в интернете. Упоминания в СМИ, особенно крупных, цитируемость экспертов фонда — тоже хороший знак.

📍 О надёжности НКО свидетельствует и её присутствие на специальных платформах-агрегаторах проверенных фондов — таких, как mos.ru/blago.

📍 Отчётность НКО есть на портале Минюста России.

📍 В ЕГРЮЛ нет записей о недостоверности сведений в отношении НКО.

Важно понимать: если организация не соответствует одному или нескольким признакам, это не обязательно говорит о том, что перед вами мошенники, — но чем больше пунктов соблюдено, тем надёжнее.

Если вы всё же пострадали от действий мошенников, как можно скорее обратитесь в банк — объясните обстоятельства, при которых был сделан перевод, и попытайтесь отменить операцию. После чего обязательно напишите обращение в местные органы МВД и прокуратуры — его можно оформить в электронном виде на соответствующем сайте.

Признаваться в том, что вас обманули, может быть стыдно и неловко, но чем больше человек узнают о факте недобросовестных действий, тем меньше будет пострадавших в итоге.

На что обратить внимание фонду

В первую очередь — на список выше. У любой благотворительной организации всегда очень много параллельных задач, но в основе каждого сбора лежит доверие со стороны жертвователя. Поэтому не стоит пренебрегать тем, что может это доверие укрепить (или, наоборот, разрушить).

Для небольших фондов важно укреплять свою «видимость»: заходить на сервисы-агрегаторы, самим писать в потенциально заинтересованные СМИ (здесь подробнее о том, как работать с медиа). Ведите социальные сети — хотя бы в базовом формате.

Избегайте в сборах признаков токсичности — чрезмерного давления на эмоции, слишком интенсивного поторапливания («Помогите сейчас, или случится страшное»), использования чужих и стоковых фото и видео.

По возможности участвуйте в кампаниях, ради которых объединяются крупные игроки рынка — таких, например, как Щедрый вторник или День рекуррента.

А ещё — обращайте внимание на опыт коллег, как позитивный, так и негативный. Не стесняйтесь переосмыслять и использовать хорошие находки.

Читайте также