Адресная или системная помощь: как их различать

В благотворительности существует два основных подхода к оказанию помощи — адресный и системный. Оба подхода эффективны при определённых обстоятельствах и, конечно, имеют различия: адресная благотворительность нацелена на помощь отдельным людям, семьям, животным, а системная — старается исправить проблему социума в целом, искоренить её.

При этом можно предположить, что системная благотворительность отличается от адресной исключительно количеством людей, которым была оказана помощь. При системном подходе действительно удаётся оказать помощь большему количеству благополучателей, чем при адресном, но фундаментальное отличие не в этом. Так что же такое адресная и системная благотворительность, чем они отличаются и какие особенности каждая из них имеет? Разбираемся.

Адресная помощь: срочные сборы и краткие сроки

Адресная благотворительность нацелена на помощь конкретному благополучателю в определённые краткие сроки — это могут быть сборы на операцию, лекарство против серьёзного заболевания, на приобретение кресла-коляски и прочее. Подобную помощь иногда организуют и на постоянной основе. Может ли она быть массовой? Да, ведь НКО способны обеспечивать адресной помощью большое количество подопечных — масштабы зависят в том числе от направления помощи.

Вот только несколько примеров неочевидной адресной помощи.

Категоризация по социальным аспектам

Представим, что НКО помогает людям опредёленной категории — например, пенсионерам: обеспечивает их лекарствами, сиделками, средствами гигиены, едой и прочим. Сотрудники НКО при адресном подходе могут собирать средства не только для конкретного пенсионера, но и в целом на категорию, отчитываясь по своим расходам на каждого человека, обратившегося за помощью в организацию.

Категоризация по направлению помощи

Возьмём другой пример адресной помощи — НКО помогает людям с определённым заболеванием: предположим, что это лейкемия. В данном случае сотрудники НКО тоже могут открывать сборы на отдельного благополучателя и в целом на помощь людям, имеющим это заболевание, а затем отчитываться перед донорами по расходам на каждого благополучателя. И тот и другой варианты — это адресная помощь.

Системная помощь: о проблеме целиком

Системная благотворительность принципиально отличается от адресной тем, что она стремится закрыть не определённый этап проблемы, а всю проблему целиком. Если НКО оказывает помощь большому количеству человек, опираясь на конкретную проблему, это не говорит о системности — это говорит о регулярности и массовости выдачи помощи.

Система — это форма организации, определённый порядок в расположении частей единого целого. То есть, с точки зрения НКО, системная помощь — это помощь, рассматривающая проблему социума от момента её зарождения до момента получения негативных результатов в её рамках.

Допустим, НКО оказывает помощь в лечении редких заболеваний, которыми не занимаются в России. Открывая сборы на нужды своих подопечных, собирая средства на отправку благополучателей за границу для проведения срочных операций, НКО работает адресно — сотрудники решают действительно важные проблемы, но исключительно «здесь и сейчас», опираясь на негативный результат какой-то более масштабной социальной проблемы.

Отвечая на вопросы, откуда изначально появилась проблема, что можно сделать для того, чтобы она была почти или полностью ликвидирована, мы решаем проблему системно. Изучив проблему глубже, можно понять, например, что у нас в стране большое количество людей с этим заболеванием, потому что его не диагностируют на ранних стадиях, а значит, не могут купировать. Далее может обнаружиться отсутствие специалистов, способных диагностировать заболевание на ранних стадиях — их не готовят в стране, не обучают. Выходит, чтобы снизить процент заболевания на поздней стадии, когда нужны средства уже на экстренное лечение, необходимо обучить специалистов в России: научить их диагностировать заболевание на ранних этапах.

При системном подходе количество этапов решения проблемы увеличивается, как и время, отведенное на её решение, но в конечном итоге можно помочь ещё большему количеству людей. К примеру, люди, оказавшиеся в зоне риска, но не добравшиеся благодаря усилиям НКО до активной стадии заболевания, также являются благополучателями: взирая на проблему социума глобально, со всех сторон, мы не просто помогаем «здесь и сейчас», мы работаем на опережение — решаем проблемы общества, формируя новый социум. С такой точки зрения системный подход является более эффективным по сравнению с адресной помощью.

Какие отрасли и аспекты стоит рассмотреть, чтобы взглянуть на проблему шире и перейти к системной благотворительности?

1) Законодательство

Иногда стоит изучить правовой аспект, чтобы рассмотреть проблему изнутри — не всегда, но такое случается, что корень социальной проблемы находится именно здесь.

2) Профессиональная помощь — квалификация

Если вы хотите решить проблему, подойдя к ней системно, углубитесь в вопрос квалификации специалистов, оказывающих помощь на местах — возможно, на уровне страны им не хватает профессиональных знаний и требуется помощь в этом аспекте. Такое бывает, например, в медицинской сфере — так как не все отрасли одинаково востребованы, именно по вашему вопросу может образоваться дефицит кадров.

3) Учреждения и инстанции, решающие проблему на государственном уровне

Иногда проблема возникает по причине того, что нет определенных инстанций, ответственных за системную ликвидацию проблемы. К примеру, в определённой области остро стоит вопрос об утилизации мусора, но нет заведений, которые бы отвечали за разделение отходов и конечную утилизацию по фракциям: и единственный доступный способ утилизации отходов — это свалка. Если вы решаете проблемы в данной отрасли, то решение описанной выше ситуации станет наиболее важным в рамках системного подхода.

4) Исследовательская деятельность

Любую социальную проблему для её системного решения стоит изучить со всех сторон — присоединяйтесь к исследованиям, возглавляйте их (в этом может помочь корпоративный фандрайзинг). Благодаря исследованиям вы сможете не только получить верные количественные данные, результаты качественных опросов, но и поймёте, откуда проблема берет начало и какие потенциальные инновации смогут помочь решить проблему.

Читайте также